Составы преступных деяний, связанных со взяточничеством: понятие, элементы, специфика и ответственность

Составы преступных деяний, связанных со взяточничеством

Высокий уровень коррупции – острая проблема большого количества держав, включая Россию. Одним из самых распространенных деяний коррупционного содержания считается взяточничество, объединяющее ряд составов. Рост числа таких противоправных деяний нарушает механизм реализации государственной власти и подрывает ее авторитет, нарушает права и свободы граждан, наносит значительный материальный урон государственному бюджету. Пренебрежение интересами государства путем обогащения через использование должностных полномочий пронизывает все сферы власти.

Понятие преступных деяний, связанных со взяточничеством

Центральным при исследовании рассматриваемых противоправных деяний считается понятие взятки. Его следует толковать как получаемую должностным лицом имущественную выгоду в различных формах за осуществление некоторых деяний в интересах взяткодателя (представляемых им людей), составляющих служебную компетенцию получателя выгоды или подпадающие под область его воздействия в связи с должностным статусом, а также за общее служебное покровительство, получение разрешений, либо попустительство.
Действия по предоставлению, взятки и посредничеству в получении объединены общим термином «взяточничество». Указанное понятие представляет целенаправленную преступную деятельность умышленного характера по предоставлению и получению имущественных ценностей либо выполнению услуг имущественного характера в пользу наделенного специальным статусом лица.

К признакам названного явления относят:
1. умышленная форма вины;
2. наличие обязательного предмета преступного деяния взятки;
3. имущественное содержание получаемой выгоды;
4. незаконность предоставления;
5. наличие специального субъекта, обладающего властными правомочиями;
6. направленность на выполнение в отношении передающего взятку субъекта деяний, составляющих полномочия по службе получателя (находящихся в сфере его воздействия), общее служебное покровительство/попустительство;
7. дестабилизация функционирования публичной власти, ее аппарата, причинение материального ущерба государству.

Деятельность по приобретению субъектом с должностным статусом лично либо через третье лицо экономической выгоды за определенный образ поведения по отношению к взяткодателю представляют состав получения взятки. Противоположно направленная деятельность по предоставлению взятки лично либо посредством третьего субъекта с целью определенной выгоды охватывается составом дачи взятки.

Посредничество во взяточничестве рассматривается как передача имущественного предоставления по поручению дающего/получающего ее субъекта или способствование им иного рода в достижении соглашения о взятке в значительном размере. Характерное свойство мелкого взяточничества – незначительная цена предоставления (не более 10 000 рублей).

Элементы (признаки) составов

1) Объект – общий у всех четырех составов:
• родовой — отношения по осуществлению публичной власти.
• видовой — стабильное функционирование публичной власти, государственной службы, органов местного самоуправления.

2) Предмет – взятка (общий у всех рассматриваемых составов):
• имущество;
• услуги имущественного содержания;
• предоставление имущественных прав (например, передача права на взыскание дебиторской задолженности).
*Предмет мелкого взяточничества – предоставление в сумме не более 10 000 рублей.

3) Объективная сторона:
• Получение взятки: приобретение должностным лицом лично/посредством третьего лица экономической выгоды за выполнение включенных в область его компетенции деяний за общее служебное покровительство/попустительство в интересах дающего взятку субъекта.
• Дача взятки: Передача взятки лично/посредством третьего субъекта за определенный образ поведения взяткополучателя в интересах передающего взятку субъекта.

• Посредничество во взяточничестве:
1. предоставление взятки по просьбе дающего либо получающего ее лица;
2. способствование другого рода.

• Мелкое взяточничество: имущественное приобретение / передача лично либо через третьего субъекта в незначительной сумме.

4) Субъект:
• Получение взятки: специальный – различные разновидности субъектов, осуществляющих должностные функции.
• Дача взятки, посредничество во взяточничестве общий субъект, отвечающий двум требованиям: (1) вменяемость; (2) достижение 16-летнего возраста.
• Мелкое взяточничество – общий или специальный.

5) Субъективная сторона – умышленная форма вины (прямой умысел) у всех составов.

Уголовная ответственность

Ответственность за рассматриваемые противоправные деяния носит дифференцированный характер, поскольку наказание за них зависит от стоимости взятки и ряда иных факторов. По критерию суммы предоставляемой (получаемой) экономической выгоды выделяют взятки в значительном, крупном и особо крупном размерах. Более строгие санкции предусматриваются за передачу/принятие взятки за противоправные деяния, при совершении преступного акта замещающим должность РФ/субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, имеющим судимость за взяточнические преступные деяния субъектом, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, за получение взятки с ее вымогательством.
В качестве санкции за рассматриваемые противоправные деяния уголовным законом предусматривается возможность назначения штрафа, исправительных, принудительных работ, лишения свободы. В дополнение к перечисленным допускается назначение санкций в форме лишения права занимать некоторые должности, заниматься некоторой деятельностью, штраф.

Нормативно зафиксированы несколько случаев освобождения от ответственности за противоправные деяния взяточнической направленности:
1. деятельное содействие выявлению, расследованию, пресечению преступного деяния;
2. наличие вымогательства предоставления от должностного субъекта;
3. сообщение на добровольных началах в правоохранительные органы о совершенном деянии.

Заключение

Взяточничество представляет серьезную проблему, требующую от государства разработки и применения комплекса мер политического, социально-экономического, юридического и т.д. характера. Поскольку такие коррупционные преступления наносят серьезный урон авторитету публичной власти и бюджету государства, нарушают большое число прав и свобод населения, снижают уровень правовой культуры и доверия к государству, с ними нужно активно бороться, стремиться к высокому уровню их раскрываемости, привлекать к их расследованию наиболее квалифицированных сотрудников правоохранительных органов, назначать максимальные наказания за их совершение.


Рекомендуем

Новости

Новости партнёров

Copyright © 2021 Закон и порядок
Top.Mail.Ru
Нужна консультация? Юрист онлайн